Анализ времени и расходов
Если оказалось так, что свободный денежный остаток получается отрицательным (ваши расходы превышают доходы), то не отчаивайтесь. Ситуация сложная, но поправимая. Я был в такой ситуации, и мне удалось ее выправить. Чтобы выработать план исправления ситуации, надо хорошо подготовиться и действовать решительно. Важно понимать, что не совершая никаких действий, финансовое положение будет становиться только хуже. Это как сложный процент, только наоборот. В конечном итоге можно оказаться на улице с голой задницей без средств к существованию.
Подготовка
Первым делом мы начинаем фиксировать все свои действия (операции) – во сколько проснулись, сходили в туалет, начали завтракать, заниматься каким-нибудь делом и так далее. Напротив каждого действия нужно проставить время. По-хорошему, чтобы картина потом была полной, надо минимум неделю следить за собой и все записывать. Это тяжело, в первое время забываешь смотреть на часы или фиксировать, но немного погодя войдет в привычку. Главное необходимо понять, что это поможет вам покинуть финансовую яму.
Вторым делом мы начинаем записывать каждую копейку, заплаченную за что-либо. Если это покупка в магазине, то нужно выделить стоимость каждого продукта. Если это оплата за жилье, то надо разбить на категории (вода, электричество, интернет и т.д.). Также на это дело следует потратить минимум неделю, а лучше месяц. Вместе с этим необходимо свести в одно место все долговые обязательства, а кредиты распределить по размеру процентной ставки (от большей к меньшей).
Я купил обычную тетрадь на 48 листов и записывал в нее с обеих сторон (с одной стороны проделанные операции, а с другой расходы). На тот момент я не пользовался Excel, который облегчил бы мне подсчет времени и суммирование затрат по категориям. Поэтому советую сразу вести оба учета в табличке (удобно сейчас использовать умные таблички онлайн). Учет расходов также можно увидеть в приложениях банков (больше всего мне нравится как это сделано в Тинькофф, не реклама – личный опыт), но советую вести подсчет самостоятельно, чтобы проникнуться и более осознанно понять суть происходящего.
Еще могу посоветовать напротив каждой покупки фиксировать эмоции, которые вы испытывали, когда расплачивались за продукт (вещь) или услугу. Это косвенно относится к решению текущей ситуации. Об этом я напишу отдельно.
Реализация
После того как проведен сбор информации требуется провести анализ.
Анализ времени. Первым делом необходимо выписать все одинаковые действия с указанием продолжительности. Затем по каждой операции усреднить значения и выписать их в дробных часах. Те операции, которые совершались один или пару раз необходимо объединить в общие группы (категории). Например, для поездки в музей или кино, подходит группа «Досуг», участие в родительском собрании или отведение ребенка на какую-нибудь секцию или кружок – группа «Родительские обязанности» и так далее. Если возникают сложности с объединением в группы, то пишите в комментариях к публикации. После того как мы обработали весь список операций, следует их сопоставить в хронологическом порядке – порядке, при котором события располагаются в той же очередности как они происходили с течением времени и напротив каждого дела указать среднюю продолжительность. Следом надо выделить обязательные действия и необязательные. К обязательным нужно отнести сон, прием пищи, труд (работа + доставка туда и обратно), к необязательным — отдых и развлечения. Затем надо суммировать время обязательных и необязательных операций. Таким образом мы с вами сформировали карту своего дня. Если у вас получается в сутках более 24 часов, то значит неправильно соблюдена хронология (нужно некоторые операции ставить через запятую в списке, если они происходят в одно и то же время). На самом деле очень интересно посмотреть сколько часов тратится на те или иные операции в сравнении с другими, некоторые моменты вызывают удивление — в особенности трата времени на необязательные дела.
В изображении статье я составил пример карты рабочего дня вымышленного молодого отца семейства. В примере видно, что 82% составляют необходимые, а 18% – без которых можно обойтись.
Анализ расходов. Ранее в этой статье «Как правильно составить бюджет» я в общем описывал как объединять в группы разные виды расходов.
Знайте, что создание общих групп по признакам, как в анализе времени, так и в анализе расходов может существенно отличаться у разных людей. Все зависит от обстоятельств, которые нас окружают. Прежде чем отнести дело или статью затрат к какой-либо группе спросите себя «Что случиться, если этого не будет?» Отвечайте честно, потому что врать самому себе как минимум глупо.
В других статьях я расскажу как сократить расходы и как увеличить доходы.
Добавить комментарий